щим законодательством, если они относятся не к одним только внутренним Делам этого края. 2. В порядке, установленном особым (финляндским) законодательством, если они относятся к одним только внутренним делам этого края.
Помимо этого Столыпин возбудил вопрос о присоединении к Петербургской губернии двух сопредельных с нею приходов Выборгской губернии. Эти приходы служили убежищем для революционеров, а значительное коренное русское население их не могло добиться равноправия от финских властей. Данные приходы также имели существенное значение для обороны Петербурга и Кронштадта. Вопрос этот получил одобрение Монарха.
Здесь мы не можем подробно остановиться на всех реформах, проводимых Петром Столыпиным, поэтому даём лишь краткий перечень их:
1. Создавались новые министерства: труда, контролирующее все предприятия, с задачами: изучать положение рабочего класса на Западе и готовить законы, улучшающие положение нашего (из беспочвенного пролетариата сделать участника государственного и земского строительства); социального обеспечения; национальностей (на принципе равноправия их); исповеданий - всех, а в части православного: Синод превращался в Совет при министерстве, должно было разрабатываться восстановление патриаршества, впервые ослаблялись ограничения для старообрядцев; здравоохранения - финансировать земства и города в устройстве бесплатной медицинской помощи сельскому населению и рабочим, в борьбе с эпидемиями и повышении врачебного уровня в стране; новое и отдельное министерство - по использованию и обследованию недр.
2. Расширялась сеть духовных учебных заведений, а семинария обращались в промежуточную ступень, все же священники должны были кончать академии. Бесплатное начальное образование уже широко началось в 1908 и должно было осуществиться как всеобщее к 1922. Число средних учебных заведений доводилось до 5000, высших - до 1500. Минимальная плата за обучение должна была расширить путь малоимущим классам; при всех универ-
ситетах увеличивалось в 20 раз число стипендиатов. Венчая же их, создавалась Академия для подготовки на высшие государственные должности. В этой двух-трёхлетней Академии были бы факультеты, соответствующие направлениям народного хозяйства, с точной росписью: на какой факультет принимаются выпускники (самые способные и не меньше чем с двумя иностранными языками) какого высшего учебного заведения (на факультет недр - из горных институтов, на военный - окончивших военные академии, исповеданий - окончивших академии духовные). Так государственный аппарат России должен был заблистать знатоками и специалистами.
3. Планировалось снятие ограничений для евреев: создание крепкого класса крестьян-собственников должно было обезопасить село от ловких и цепких представителей данной народности.
4. Увеличивался акциз на водку и вина и вводился прогрессивный подоходный налог (малоимущие почти освобождались, косвенные налоги сохранялись невысокими) бюджет увеличивался более чем втрое, и так открывались источники финансирования. Постепенно предполагалось перекрыть операции частных банков - Государственным Банком.
5. Строились новые железные дороги. Реформировались армия и флот. Развивалась промышленность, велась разработка недр…
Пётр Столыпин мечтал увидеть Россию, "свободной от нищеты, невежества и бесправия". Он надеялся, что "в России сила не может стоять выше права". Именно такую Россию и строил он с неукротимой энергией, собирая обломки и, по сути, возводя заново нерушимый в будущем столп великой Империи, застрахованной от любых смут. Столыпин служил России, отдавая этому беспримерному служению все свои силы. "Я верю в Россию. Если бы я не имел этой веры, я бы не в состоянии был ничего делать..." - говорил Столыпин и добавлял: "Я верю в Бога и знаю наверное, что всё предназначенное я совершу, несмотря ни на какие препятствия, а чего не назначено - не сделаю ни при каких ухищрениях…"